Цвет в рукоделие

Цвет в  рукоделие

джемпер АтлантидаМногие рукодельницы при создании своих шедевров не заморачиваются по поводу цветового решения.  У некоторых это происходит на автомате, как будто бы что то из нутри подсказывает им, что этот цвет будет хорошо сочетаться с этим, а этот будет дополнять тот. Но, что — же делать тем, кто хочет творить, а с цветом не очень дружит?  Ведь цвет в рукоделии имеет очень большое, я сказала бы огромное , значение.  А для  этого  надо просто получить некоторые знания об основных свойствах взаимодействия цветов — цветовой гармонии, иначе  —    согласованностью в сочетании цветов.

За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда, расположенных в том же поряжке, что и в природе.

цветовой круг

Если пучок света пропустить  через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса — спектр. В природе можо часто наблюдать это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца сквозь капли росы. Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра в том же порядке расположить в круге, то между сине-фиолетовым и красным будет пурпурный.

 

Цветовой круг можно разделить по диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто- зеленые цвета, в другую половину круга — голубо-зеленые, голубые, синие, сине-фиолетовы.

Цвета красно- желтой половины круга и все их оттенки называют теплыми. Эти цвета более яркие, они как ба напоминают цвет накаленных тел, огня, солнечного света. Зрительно они выступают на первый план.

теплые тона

Цвета голбо-синей половины круга и все их оттенки называют холодными. Они ассоциируются с цветом голубой дали, воды, льда. Зрительно они смотрятся на втором плане.

холодные тона

 

 

Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью.

Цветовой тон — это, собственно, цветность — красный, синий, желтый и т.д   По цветовому тону отличают один цвет от другого, зеленый от синего, синий от голубого и т.д.

Яркость — степень близости  с белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибоольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые ( а значит и самые яркие) будут цвета, близкие к белому — светло-розовый, светло-желтый и т.д

Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Например , синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать еще более синим.

Цвет в  рукоделие.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические ( по- гречески «хромос» — цвет, , а— отрицание). К хроматическим относятся все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными. т.к они имеют тон, светлоту и чистоту.  К ахроматическим цветам относят белый, серый, черный. Это бесцветные неокрашенные цвета. Их называют нейтральными.

Ахроматические цвета насышенности не имеют. Они не имеют и цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет  — белый. Черный цвет яркости не имеет.

дополнительные цветаЦвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середину красного цвета, то он пересечет голубо-зеленый цвет, который в цветовом круге находится почти против красного. Значит дополнительным к красному будет голубовато-зеленый, к оранжевому-голубой, к желтому — синий, к зеленовато-желтому — фиолетовый и т.д.

Если дополнительный цвета смешать в равных количествах, то оно как бы гасят друг друга, получается сероватый и малонасыщенный цвет. При расположении рядом, дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность цвета.

 

Например — красный-зеленый, оранжевый -синий, желтый-фиолетовый, пурпурный- желто-зеленый.  Учитывая это свойство дополнительных цветов, не рекомендуется брать их в равных пропорциях- один их них должен служить основным, а другой дополнительным ( для отделки, обвязки). Любые цвета при раположении рядом влияют друг на друга и могут производить и могут производить различное впечатление. Всякий цает (как хроматический, так и ахроматический) в окружении более темных цветов кажется светлее, а в окружении светлых — темнее. Это очень просматривается в вышивке. Иногда кажется что нитки живут своей жизнью.

цветовой кругГармоничные сочетания цветов можно получать из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах 1/4 части цветового круга ( гармонии родственных цветов), например сочетание желтого с желто-зеленым. Красивы и оригинальны сочетания, составленные из трех контрастных цветов ( или их оттенков). Эти цвета лежат на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг.

 

 

 

Цвет в  рукоделие.

Хорошо сочетаются  между собой  ахроматические цвета: белый с черным, черный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом. При этом хроматические теплые цвета выигрывают рядом с темными ахроматическими ( серый цвет в его оттеночных преходах до черного), а холодные — со светлыми ахроматическими ( серый цвет в оттеночных переходах до белого). Насыщенные цвета гармонируют с черным или белым, а молонасыщенные — с различными оттенками серого цвета.  Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает преобладание того или иного цвета.

При выборе цвета надо помнить еще об одном его свойстве. Он может зрительно видоизменять форму и величину предмета. Если смотреть на поверхность, покрытую красными или синими пятнами, то возникает иллюзия, будто красные пятна расположены ближе к зрителю, чем синие. Светлые и теплые цвета кажутся нам ближе, чем темные и холодные. Поэтому теплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Это свойство цветов можно использовать для того, чтобы выделить определенную часть одежды, сгладить резкость очертаний.

Практически можно объединить любые цветовые тона, правильно соотнеся их основные характеристики и площадь. Обычно площади объединяемых цветов обратно пропорциональны их насыщенности или чистоте. Это применяется в технике вязания — фриформе, ирландском кружеве.Там  в одном изделии  возможно сочетание до 20 оттенков цветов.  Поэтому так важно знать свойства цвета.

подбор цвета

 

Еще о цвете в рукоделии поговорим следующий раз.

Комментарии приветствуются

Еще вы можете почитать

О вышивке. Ее  история.

История вышивки

 

Понравилась статья поделись ей с друзьями понажимав кнопки соц.сетей.

 

 

 

 

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *