Применение цвета в творчестве

Применение цвета в творчестве

применение цвета в творчествеПродолжаем говорить о цвете. Невозможно представить наш мир бесцветным. Цветовая среда, в которой обитает человек, постоянно влияет на него , являясь источником эмоциональных ощущений и эстетических переживаний. Цвет влияет на условия жизни людей, приправильном подборе цветового решения — он облегчает жизнь, при неправильном, наоборот усложняет.  Поэтому люди и стремятся к цветовой гармонии, желая сделать цвет своим союзником.

Но все равно отношение людей к цвету носит сложных характер. Каждый из нас имеет свои любимые цвета, это связано с особенностями нашей психики, возрастом, характером занятий, национальными традициями .  Но есть и общие  для всех закономерности  восприятия цвета.

Безцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости. А  хаотичное многоцветие, наоборот, утомляет. На детей,например, бесцветность, блеклость, серость действуют угнетающе. А от светлого яркого, цветного окружения дети уже с раннего детства испытывают  чувство радости. Для них очень важна частая смена цветовых впечатлений. Да и взрослые люди постоянно испытывают потребность в цветовой нагрузке.

Вспомните свои походы в магазин за деждой. При выборе цветового решения большинство людей отталкиваются от ассоциаций, вызванных тем или иным цветом.

Наука о цвете делит цвета на активные и пассивные.

Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это  в первую очередь красные и оранжевые.

Пассивные цвета — синие и фиолетовые оказывают на нас противоположное воздействие.

Светлый, чистый насыщенный красный цвет на больших плоскостях возбуждает нервную систему, учащает дыхание и пульс, активизирует мускульную систему и побуждает к движению,  так же выражает оживление, веселье. Красный цвет воспринимается как теплый, сухой, волевой и жизнеутверждающий. Эти свойства красного цвета  то сих пор используются  в вышитых изделиях народов разных стран мира. В иных видах рукоделия он наиболее подходит в качестве акцентного цвета, так как   при длительном воздействии, красный вызывает утомление и раздражительность.  Кроваво- красный цвет, кроме того, связан с чувством тревоги и опасности. Яркий оранжево-красный цвет ассоциируется с огнем, теплом и уютом. Это самый активный цвет спектра.

Пурпурно — красный ( смесь красного с фиолетовым) —  тяжелый цвет, он связан с представлениями о величии, торжественности. Ему приписывают изысканность и презенциозность. Поэтому при составлении композиций, при вязании ( ирландия, фриформ), его нужно вводить очень осторожно и в небольшом колличестве.

В сочетаниях, например с  темно-серым и черным, пурпурный приобретает угнетающий, мрачный характер, это так же необходимо учитывать в комбинировании. Но раздражающее влияние красного  цвета на человека может ослабевать  по мере понижения насыщенности, цветности. Затемненный и менее насыщенный , красный подчеркивает материальность, прочность формы.  При переходе в коричневый он теряет свою активность.  А ослабленный до розового, сохраняет способность вызывать положительные эмоции.

Применение цвета в творчестве

При правильном  сочетании оттенков красного можно получить прекрасное произведение .

алисса

 

 

 

 

 

Оранжевый цвет — промежуточный между красным и желтым — обладает особенностью обоих, сохраняя ослабленную активность красного, привлекая внимание, сильно выступая. Он кажется теплым, уютным сухим. При определенном соотношении желтого и красного получается цвет, создающий праздничное  настроение, но применять его на больших площадях не рекомендуется, он становится кричащим, назойливым.

Желтый чистый цвет, если он не слишком насыщенный слегка возбуждает, но не раздражает. Воспринимется он как выступающий, светлый, теплый, легкий.По ассоциациям вызывает веселое, радостное, праздничное настроение. Его еще называют лучезарным.  Но при уменьшении или при увеличении насыщенности  меняется  эмоциональный тон этого цвета.

Зеленый,, чистый цвет  — спокойный, пассивный. Голубой — легкий, прохладный, влажный, тоже спокойный. Зелено- голубой, синий — холодные тона, действуют успокаивающе, иллюзорно расширяют пространство. Эти свойста следует учитывать при создании  своих творений.

А вот сильно насыщенный синий может подавлять.

Так же цвета, кроме ассоциаций, группируются на теплые и холодные. Эта группировка цветовых тонов основана на  сопоставлении цвета с нашими ощущениями тепла или холода.  Цвета красные  и расположенные на спектре около них оранжевые и желтые, напоминающие цвет огня, называются обычно теплыми. Цвета голубые и смежные с ними  на спектре, синие и сине-зеленые, вызывающие ассоциации с водой или льдом, называют холодными.

Применение цвета в творчестве

Это деление цветовых тонов чисто условное. В зависимости от преобладания холодного или  теплого оттенка один и тот же цвет может быть теплым или холодным. Например, серый. И в природе мы встречаемся с теплым серым днем и холодныи серым осенним. Или же фиолетовый, с синеватым оттенком его называют холодным, а фиолетовый с красноватым — теплым тоном.

Еще цвета могут быть легкими или тяжелыми. Совершенно одинаковые по форме и весу предметы, окрашенные в желтый или голубой цвет, будут визуально казаться легче по весу, чем те же предметы, окрашенные в красный или в черный. возможно, такое ощущение основывается на на ассоциациях, связанных со всетлыми тонами облаков, неба и темными тонами земли. Это свойство особенно важно учитывать в создании одежды, и не важно, сшита она из ткани или всязана из нитей различнами техниками.

Среди свойств цвета пространственного характера существует явление кажущегося удаления или приближения цветных поверхностей к зрителю. В ряду хроматических цветов  способность приближать к зрителю окрашенную наиболее ощутима  у желтого цвета, менее у оранжевого. Свойством наиболее удалять окрашенную поверхность обладает синий цвет, в меньшей степени — зеленовато-голубой ( бирюзовый). Красный и зеленый, имеющие равные колличества выступающего желтого и отступающего синего, дают ощущение тонов, лежащих на поверхности, окрашенной ими. В то же время теплый красный, содержащий в себе больше желтого, будет казаться выступающим. А холодный зеленый с большим количеством синего — отступающим. Если взять пример из вышивки, то    орнамент, вышитый красными нитками( даже очень тонкими) по черной,  серой или зеленой ткани будет казаться выпуклым. Этот эффект можно наблюдать и на некоторых тканях.

Статья написана по материалам книги » Уроки вышивания»

Продолжение следует

Комментарии приветствуются

Еще вы можете почитать

Цвет в  рукоделие

Таблица перевода ниток мулине Гамма в DMC

Полимерная глина

Понравилась статья, поделитесь ей с друзьями, понажимав кнопочки соцсетей.

 

 

 

 

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *